У меня тут возник такой диалог: - В Западном обществе улыбка, это обязательный атрибут вежливости. В баре, ресторане, отеле вас встречают с добродушием, которое выражается улыбкой. В нашем обществе улыбка – это символ искренней дружбы. Я: - И очень жаль! Из психофизиологии: при плохом настроении улыбнуться через силу и улыбаться 30 сек. Настроение улучшается. Связь гормонов-нейронов и тд., я подробно не объясню. - А я считаю, что врать себе и другим - вредно. Связь гормонов-нейронов и т.д., подробно не объясню а если серьезно - психология доказывает, что вранье себе и игнорирование своего состояния - вредно. Я: - Ы? При чем тут врать себе? - улыбаться, когда чувствуешь что-то другое = врать себе, обманывать себя
Вот что я имею сказать по этому поводу: читать дальшеЯ полностью согласна, что игнорировать свое состояние и врать самому себе по этому поводу – вредно. Но считаю, что не менее вредно ничего со своим плохим состоянием не делать. Хорошее состояние я для себя определяю так: чувствую гармонию с окружающим миром, базовый настрой «слегка приподнятый», адекватно реагирую на проблемы и конфликты, вижу собеседника и его позицию, стремлюсь к конструктивному решению и сотрудничеству (win/win).
Так вот, плохое состояние – это как красный свет светофора. Вранье самому себе в данной метафоре – это не видеть того, что свет красный, убеждать самого себя и окружающих, что «ну ведь зеленый». Улыбаться с целью «запудрить мозги» и «сделать вид, что у меня все хорошо», «не дождетесь» (с). Но, в моих глазах, простое регистрирование того, что ты себя плохо чувствуешь, недалеко ушло от игнорирования. Это как красный свет видеть, замечать его, но продолжать ехать. «Потому что у меня такое состояние». Чтобы не игнорировать свое плохое состояние, нужно на него реагировать. Оставаясь в рамках метафоры: тормозим и усиленно думаем. И осуществляем «деятельную заботу» по отношению к себе («деятельная забота» - это определение любви Павла Зыгмантовича, которое является моим фаворитом). Оставлять себя в плохом состоянии считаю отсутствуем заботы о себе. Когда я замечаю, что все окружающие вдруг становятся «ну тупыыыыыые» (с), и даже на любимого мужчину и сына хочется гавкать, я торможу и спрашиваю себя: «почему ты так плохо себя чувствуешь, что даже окружающие и ни в чем неповинные люди от этого страдают?» Сначала проверяю по самым простым пунктам: выспалась ли я? Когда я ела в последний раз? Что я ела? Достаточно ли пила воды? Хорошо зная себя, знаю способы, которые кратковременно активируют резервы силы. Главное потом – запланировать и осуществить восстановление резервных сил. И да, вот в этом самом месте, если я знаю, что поулыбаться и посмеяться тоже активирует мои силы, хотя исходное состояние у меня было не веселое – я поулыбаюсь и посмеюсь. Для меня это не значит, что я вру самой себе, что все хорошо. Для меня это значит, что я изменению ситуацию так, чтобы мне стало хорошо. Позволю процитировать на этом месте Фрейда: «Юмор является средством получения удовольствия, несмотря на препятствующие ему мучительные аффекты.» И на работе в нашем бюро, где сидит моя команда – часто слышен смех. При этом я с гордостью могу заявить, что моя команда – одна из самых продуктивных и эффективных. Кстати, ремарка в сторону: исследования показали, что стресс – заразителен. Если кто-то бегает с мордой «шеф, все пропало», то через некоторое время и окружающие начинают бегать с такой же мордой. Соседнее подразделение ухитряется периодически «заразить» мое. Приходиться иногда говорить: «стоп! Действительно ли все пропало?». В 90% случаев выясняется, что вообще ничего не пропало, а вся суматоха решается взмахом волшебной палочки довольно просто, иногда за время меньше минуты.
Если все ответы на предыдущие простые вопросы положительны, перехожу на следующий уровень: испытываю ли я тревогу или страх? Чего конкретно боюсь, насколько это вероятно? Что я сейчас конкретно могу сделать, чтобы обезопасить ситуацию? Тут тоже: у нас в семье вообще принято смеяться над некоторыми ситуациями, которые кажутся абсолютно безысходными. Это не значит, что эти ситуации не воспринимаются нами серьезно. "Комический эффект возникает в момент совмещения несовместимых элементов, рождая новое восприятие явления или ситуации". (с), А. Кестлер. Если бы не эта наша семейная фишка, не знаю, как бы мы пережили последний год, когда таких ситуаций было более чем.
И как самое последнее - задаю себе вопрос, из того самого обсуждения с психологом: каждый миг своей жизни проверять на истинность: ХОЧУ я это или нет? И если я понимаю, что НЕ ХОЧУ, то работаю над тем, как изменить свою жизнь, чтобы она снова оказалась в пункте "ХОЧУ". ---- Ну и по поводу улыбки другим людям: участникам своего тренинга, коллегам и подчиненным на работе, продавцу в пекарне и сыродельне, соседям и прочим людям я улыбаюсь при встрече, потому что чувствую радость от того, что их вижу и от того, что они рады мне. Рады ли они мне на самом деле, до глубины души, или тут все сплошные оскароносцы – мне без разницы. По методу Станиславского – «верю». --- И по поводу "улыбка символ искренней дружбы". Я придерживаюсь другой точки зрения - дружба начинается с улыбки! Почему забыт этот чудесный мультик про енота?
Очень хорошо, Нат )